ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ

УДК 338.46 ББК 65.49 Э40

УЧЕБНИК

Под редакцией
доктора экономических наук, профессора Е. Н. Жильцова,
доктора экономических наук, профессора Е. В. Егорова

Рекомендовано уполномоченным учреждением Министерства образования и науки РФ — Гocyдapcтвенным университетом управления в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»)

Регистрационный номер рецензии 263 от 06 июня 2014 г. (Федеральный институт развития образования)

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» Москва 2015г.

ISBN 978-5-394-02423-8

Рецензенты:

A. М. Бабич — доктор экономических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ(РАНХиГС);
B. А. Похвощев — доктор экономических наук, профессор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС».

Авторский коллектив:

Е. Н. Жильцов (предисловие (в соавт.), гл. 1 (в соавт.), гл. 3 (в соавт.));

Е. В. Егоров (предисловие (в соавт.), гл. 1-3 (в соавт.), гл. 8, гл. 9 (в соавт.), заключение);

Т. В. Науменко (гл. 10 (в соавт.));

Н. А. Восколович (гл. 2 (в соавт.), гл. 3 (в соавт.), гл. 11);

В. А. Лавров (гл. 2 (в соавт.));

Л. В. Лапидус (гл. 4, гл. 14 (в соавт.));

В. Н. Казаков (гл. 5 (в соавт.), гл. 9 (в соавт.), гл. 13, гл. 15 (в соавт));

Ю. А. Косова (гл. 5 (в соавт.), гл. 15 (в соавт.));

Н. В. Романова (гл. 6, гл. 10 (в соавт.), гл. 12 (в соавт.));

И. Н. Молчанов (гл. 7);

В. В. Коваленко (гл. 12 (в соавт.));

В. А. Морозов (гл. 12 (в соавт.));

О. И. Иванов (гл. 14 (в соавт.)).

В учебнике раскрывается комплекс теоретико-методо-логических, социально-экономических и организационно-управленческих проблем социальной сферы, ее секторов, отраслей и видов экономической деятельности в современной России с учетом опыта развитых стран. В отдельном разделе анализируются современные аспекты экономики и управления в отраслях социально-культурного комплекса. Заключительный раздел посвящен особенностям организации рыночного сектора социальных услуг.

Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент», преподавателей высших учебных заведений экономического профиля, руководителей и специалистов в области экономики и управления социальной сферой.

© Коллектив авторов. 2014 © ООО «ИТК «Дашков и К», 2014

ПРЕДИСЛОВИЕ

Закономерностью развития современной цивилизации является превращение сферы услуг в доминирующий сектор экономики. Ускоренный рост именно этой сферы знаменует собой вступление современного общества в постиндустриальную стадию развития.

XXI век — век становления и развития новой экономики, экономики, основанной на знаниях и духовно-нравственных ценностях. В связи с этим особо возрастает роль социальной сферы и значимость экономических видов деятельности по оказанию социальных услуг. В совокупности они образуют социальную сферу. В нее включаются отрасли, которые непосредственно влияют на формирование и развитие человеческого капитала и потенциала людей. К ним относятся: образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм. Тесно связаны с ними наука и научное обслуживание. Наука, становясь непосредственной производительной силой, имеет прямое отношение к созданию новых знаний, технологий и продуктов, в то же время она выполняет социальную и научно-мировоззренческую функцию. Научная работа сильно влияет на образовательную деятельность. Качество обучения во многом определяется сочетанием научного и образовательного процессов.

Сильная взаимозависимость существует и между образованием и культурой, поскольку последняя играет активную роль в формировании духовно-нравственных ценностей людей, а образовательная деятельность может рассматриваться как составная часть воспитательной работы и социально-культурного развития. Здравоохранение, физическая культура и спорт вносят существенный вклад в сохранение и совершенствование физического потенциала людей.

Глава 12. ТУРИЗМ И ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Изучение материалов данной главы позволяет приобрести следующие компетенции:

  • владеть культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке целей и задач и выбору путей их решения в сфере туризма и гостиничного хозяйства;
  • владеть методами сравнительного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в сфере туризма и гостиничного хозяйства;
  • обладать способностью анализировать и оценивать воздействие уровня жизни населения, потребностей населения и уровня его свободного времени на мотивацию человека к потреблению туристских услуг;
  • уметь использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности в сфере туризма и гостиничного хозяйства;
  • обладать способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для совершенствования сферы туризма и гостиничного хозяйства;
  • обладать способностью анализировать отечественные и зарубежные источники информации для успешной модернизации сферы туризма и гостиничного хозяйства.