Рекомендовано уполномоченным учреждением Министерства образования и науки РФ — Гocyдapcтвенным университетом управления в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»)
Рецензенты:
A. М. Бабич — доктор экономических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ(РАНХиГС);
B. А. Похвощев — доктор экономических наук, профессор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС».
Авторский коллектив:
Е. Н. Жильцов (предисловие (в соавт.), гл. 1 (в соавт.), гл. 3 (в соавт.));
Е. В. Егоров (предисловие (в соавт.), гл. 1-3 (в соавт.), гл. 8, гл. 9 (в соавт.), заключение);
Т. В. Науменко (гл. 10 (в соавт.));
Н. А. Восколович (гл. 2 (в соавт.), гл. 3 (в соавт.), гл. 11);
В. А. Лавров (гл. 2 (в соавт.));
Л. В. Лапидус (гл. 4, гл. 14 (в соавт.));
В. Н. Казаков (гл. 5 (в соавт.), гл. 9 (в соавт.), гл. 13, гл. 15 (в соавт));
Ю. А. Косова (гл. 5 (в соавт.), гл. 15 (в соавт.));
Н. В. Романова (гл. 6, гл. 10 (в соавт.), гл. 12 (в соавт.));
И. Н. Молчанов (гл. 7);
В. В. Коваленко (гл. 12 (в соавт.));
В. А. Морозов (гл. 12 (в соавт.));
О. И. Иванов (гл. 14 (в соавт.)).
В учебнике раскрывается комплекс теоретико-методо-логических, социально-экономических и организационно-управленческих проблем социальной сферы, ее секторов, отраслей и видов экономической деятельности в современной России с учетом опыта развитых стран. В отдельном разделе анализируются современные аспекты экономики и управления в отраслях социально-культурного комплекса. Заключительный раздел посвящен особенностям организации рыночного сектора социальных услуг.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент», преподавателей высших учебных заведений экономического профиля, руководителей и специалистов в области экономики и управления социальной сферой.
© Коллектив авторов. 2014 © ООО «ИТК «Дашков и К», 2014
Закономерностью развития современной цивилизации является превращение сферы услуг в доминирующий сектор экономики. Ускоренный рост именно этой сферы знаменует собой вступление современного общества в постиндустриальную стадию развития.
XXI век — век становления и развития новой экономики, экономики, основанной на знаниях и духовно-нравственных ценностях. В связи с этим особо возрастает роль социальной сферы и значимость экономических видов деятельности по оказанию социальных услуг. В совокупности они образуют социальную сферу. В нее включаются отрасли, которые непосредственно влияют на формирование и развитие человеческого капитала и потенциала людей. К ним относятся: образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм. Тесно связаны с ними наука и научное обслуживание. Наука, становясь непосредственной производительной силой, имеет прямое отношение к созданию новых знаний, технологий и продуктов, в то же время она выполняет социальную и научно-мировоззренческую функцию. Научная работа сильно влияет на образовательную деятельность. Качество обучения во многом определяется сочетанием научного и образовательного процессов.
Сильная взаимозависимость существует и между образованием и культурой, поскольку последняя играет активную роль в формировании духовно-нравственных ценностей людей, а образовательная деятельность может рассматриваться как составная часть воспитательной работы и социально-культурного развития. Здравоохранение, физическая культура и спорт вносят существенный вклад в сохранение и совершенствование физического потенциала людей.
Глава 12. ТУРИЗМ И ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Изучение материалов данной главы позволяет приобрести следующие компетенции: