Управление предприятиями по производству товаров и услуг внешней средой

Автор - Морозов Владимир Александрович доктор экономических наук, профессор,
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Статья опубликована в журнале:

«Российское предпринимательство»

РП № 8 (206) / апрель 2012г.

Аннотация:
В статье внешняя среда рассматривается как набор институциональных факторов, влияющих на развитие предприятия. Предложено использование системного подхода при оценке воздействий среды, классифицированы факторы ее воздействия.

Потребность члена организации и самой организации в осмыслении своего существования и деятельности является наиболее содержательной и комплексной потребностью. Это необходимо рассмотреть двояко в части принадлежности к различным уровням совместимости взаимодействия с внешней средой. Это важно как для организации, так и для ее членов, поэтому в условиях (естественной) глобализации (роста совместимости понятий и реалий повседневной жизни) общества мы рассматриваем реализацию потребностей в смысле жизни и самоактуализации соответственно в двух институциональных слоях совместимости:

  • более общем для всех − культурно-мировоззренческом (слияние всех культур народностей и конфессий);
  • более индивидуальном для каждого из нас − интеллектуально-духовном (потребности в самоактуализации), ориентированном на главного героя событий – человека.

А. Маслоу отмечал, что удовлетворение базовых потребностей само по себе не дает такого смысла и жизненных ориентиров. А. Камю назвал вопрос о смысле жизни неотложнейшим из всех стоящих перед человеком вопросов.

Уровни совместимости предприятия и внешней сред

Первый уровень совместимости назовем продуктово-технический (технологический), вследствие того, что все окружение организации (каждого предприятия национальной экономики) состоит из ей подобных, связанных с созданием, изготовлением, продажей и сервисом. Здесь присутствует и огромная масса организаций из сферы услуг.

Второй уровень совместимости определим, как финансово-экономический уровень взаимодействия с внешней средой. Факторы финансово-экономической институциональной среды должны постоянно оцениваться, так как состояние экономики влияет на цели фирмы и способы их достижения. Это − темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости населения, ставки кредитования бизнеса и т.д. Каждый из них может представить определенную угрозу, либо новую возможность для организации. Так колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной обретения или потери крупных сумм денег.

Третий уровень совместимости с внешней средой, действующий на развитие и успех организации, включает общественные организации, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятий. Особенно это воздействие усилилось в последние десятилетия.

Хорошо известно влияние профсоюзных (подобных) организаций, которые борются за права работников, тем самым устанавливая баланс отношений между собственниками и наемными рабочими. Расширяется влияние организаций, борющихся за права потребителей (социальные слои, включая социальные меньшинства) и за экологическую чистоту для здорового образа проживания населения и сохранения окружающей среды.

Четвертый уровень совместимости (политический) – это государство, оказывающее воздействие на организации через законодательное регулирование их деятельности. Количество и сложность законов, регулирующих бизнес, неуклонно растет. Претерпевают изменения различные формы отчетности предприятий и организаций, изменяется налоговое и таможенное регулирование. Состояние законодательства характеризуется сложностью и подвижностью, а зачастую неопределенностью. Неопределенность сегодняшнего влияния государственных органов на бизнес проистекает из того, что требования одних организаций вступает в противоречие с другими, и в то же время за многими организациями стоят правительственные органы, которые принудительно обеспечивают выполнение подобных требований.

Пятый уровень-фактор – теологически-культурная среда деятельности предприятий. Ее так же нельзя не учитывать. Речь идет, прежде всего, о преобладающих в обществе жизненных ценностях и религиозных традициях (наций и цивилизаций на Земле). На этой основе базируется стандарт поведения, как говорят «код культуры». Известно принципиальное отличие американского и японского стандартов. Однако необходимо целостное − единое понимание мира. Через такое восприятие − общего проживания, каждый соблюдает или не соблюдает в полной мере свои традиции. Важна совместимость общего развития культур через целостное культурно-мировоззренческое восприятие существования общества как сообщества.

Шестой уровень – культурно-мировоззренческий является в этом смысле знаменателем единства и многообразия культур в их общем развитии.

Седьмой уровень совместимости появляется, если полагать, что вершиной совместимости развития человека с внешней средой является самоактуализация − движение к совершенствованию, самообновлению, получению знаний, умений, к духовному росту, единству с природой и пониманию мира. Мы называем этот верхний уровень научно-интеллектуальным (познавательно-духовным), позволяющим качественно обновлять развитие всего сообщества через всех и каждого в отдельности.