В статье рассмотрены методы и процесс вовлечения клиентов в деятельность организаций. Проведен анализ роли клиента в организационных коллективах, как действующего лица в организациях. Изучены варианты сотрудничества с клиентами и определённые типы взаимодействия. Сделан обзор-анализ роли клиента в рамках организационного действия, где выявлено его неоднозначное влияние на эффективность работы организации. Рассмотрены инструменты для самих клиентов, развивающие не только компетентность клиентов, но и самой организации. Изучена стратегическая среда организаций для контроля над влиянием клиентов и борьбы с конкуренцией со стороны определенных клиентов. Отмечена важность избегания размывания организационной структуры организации, когда клиенты являются участниками её управления. В контексте анализа темы предложены дальнейшие направления исследований.