Статья опубликована в журнале:
Аннотация:
Ценности и потребности пронизывают буквально все сферы общественной жизни, все социальные структуры и отношения. Они оказываются общими понятиями для всей совокупности общественных наук и выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой индивидом, личностью, ее внутренним миром.
Потребности и ценности – совместимые и вместе с тем не тождественные понятия.
Они выработаны и обозначают непосредственные причины социальных действий и преобразования в различных сферах жизни. Потребности, преобразованные в интересы, в свою очередь превращаются в ценности.
Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества. Формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от человека семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним.
История существования человеческого общества выработала основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. Можно выделить материальные, социальные и духовные ценности, а также личностные.
Материальными ценностями являются потребности людей в пище, жилище, одежде и т.д.
Социальные ценности связаны с определенным уровнем и качеством жизни. К ним относятся свобода, демократия, справедливость, права человека и др.
Духовные ценности – ценности духовной жизни личности и общества. Это нравственные, эстетические, религиозные ценности. Здесь важна совместимость нравственности и морали. Поскольку, нравственность основана на свободной воле, а мораль является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом. Нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.
В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностным почитанием его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм как основа совместимости развития.
Нравственными ценностями являются провозглашаемые обществом принципы, нормы, правила поведения, образцы должной жизни и идеалы.
Нравственные ценности завуалированно пронизывают всю духовную культуру общества. Они отражаются в мировоззренческих философских концепциях, в произведениях искусства, усваиваются в процессе воспитания, закрепляются в различных моральных кодексах, этикете.
С внешней стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений, истин. Исповедание личного, духовного, совершенного Начала – Бога. По христианскому учению «Бог есть Любовь». Идеал добра, истины, правды и конечная цель духовных устремлений человека.
Основополагающей целью религии является нравственно-религиозная идея спасения, воздаяния за беды, невзгоды и несчастья, пережитые человеком в земной жизни. Религия и нравственность неразрывно связаны между собой. Везде и во все времена деятельность человека обуславливалась нравственными нормами и правилами нравственного содержания. История показывает, что религия всегда давала человеческой воле такие силы для нравственной деятельности, каких не может найти человек ни в естественных влечениях своей природы, ни в побуждениях разума.
Религия немыслима без нравственности, которая есть соответствие поведения человека моральным принципам определенного мировоззрения. В религиозной морали имеется ряд простейших и важнейших норм нравственности, выработанных поколениями людей, совмещающих этические ценности, принципы социального общежития, размышления и наблюдения над вечными моральными проблемами, правила отношений с природным окружением. Основное решение таких вопросов, как «Зачем человек живет на свете?»; «В чем смысл жизни?»; «Что есть добро и зло?». В религиозных формах человечество тысячелетиями накапливало и развивало понятия совместимости существования в милосердии, утешении, сострадании, воздаянии, долге и других нравственных императивах и принципах человеческой жизни. Религиозная мораль сохраняет ряд совместимых некоторых культурных национально-бытовых и прочих традиций.
Говоря об эстетических ценностях, отмечаем, что сюда входят представления людей о красоте, гармонии, совершенстве.
Важнейшей эстетической потребностью совместимости человека на Земле является потребность в прекрасном с его характерными свойствами гармонии и совершенства. Они лежат в основе творческой деятельности человека и выражают его стремление усовершенствовать окружающий мир и самого себя по законам Красоты. Ф.М. Достоевский утверждал, что «красота спасет мир». Именно она определяет полноценную совместимость идеалов развития и совершенства. В связи с чем ценности образуют определенный иерархически организованный порядок. На вершине этой иерархии стоят высшие ценности: вера, надежда, любовь, истина, добро и красота.
Сейчас все большее внимание уделяется изучению личных ценностей. Это происходит, прежде всего, потому, что ценности являются важнейшим фактором, детерминирующим поведение человека, в том числе его поведение как потребителя. Именно ценности объясняют, почему потребители, имея нередко одни и те же потребности, принимают разные потребительские решения.
Ценности представляют собой убеждения людей о жизни и приемлемом поведении. В них выражаются цели, которые движут человеком, и соответствующие способы их достижения. Совместимая природа ценностей, их центральная роль в структуре личности обусловила их значение для понимания многих ситуаций развития.
На формирование личных ценностей оказывают значительное влияние групповые ценности, а также культура общества в целом. Человек выбирает личные ценности из многих социальных или других систем ценностей, с которыми он сталкивается. Каждый человек в процессе социализации сортирует социальные ценности, формируя свои собственные. Личные ценности проявляются не только в его высказываниях, но и в поступках. Они представляют собой набор задач и способов их решения, допустимых в данной культуре.
К концу XX века в западном мире исследования, направленные на изучение личных ценностей, значительно активизировались. Это было обусловлено, прежде всего, опережающим ростом производства товаров и стремлением производителей довести свой товар до потребителя. Стало ясно, что для достижения этой цели очень важно знать, что ценят люди, какими ценностями они руководствуются в выборе товаров и каким образом можно повлиять на их поведение в нужную для товаропроизводителя сторону.
При измерении ценностей в исследованиях поведения потребителей часто используют шкалу ценностей Рокича (табл. 1). Рокич считал, что ценности связаны как с задачами (желаемыми состояниями), так и совместимыми способами поведения (инструментальными компонентами), с помощью которых можно выполнить задачи. Шкала Рокича используется маркетологами при сегментировании групп населения, придерживающихся наиболее совместимых общих ценностей.
Если рассматривать структуру человеческой деятельности как организацию непосредственного процесса ее протекания исходя из наличия личных и общественных ценностей, то ее элементами будут выступать определенные виды деятельности.
Можно выделить множество видов деятельности: познавательную, организационную, образовательную, управленческую, общественно-политическую, игровую и т.п.
Различные конкретные виды человеческой деятельности подлежат классификации, т.е. в соответствии со своими особенностями они «раскладываются» по разрядам, классам. Между этими классами выявляются закономерные связи, определяется место того или иного класса среди других и т.п. Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно многообразны.
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.
Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразующую деятельность (преобразование общества).
Духовная деятельность связана с производством духовных ценностей и изменением сознания людей.
В нее входит познавательная, нравственная, эстетическая, художественная, религиозная деятельность.
Создаваемые в ней предметы потребления хотя и имеют соответствующее материальное выражение, выступают лишь формой и носителем нематериальной смысловой информации. В качестве принятой системы классификации духовной деятельности выступает понятие общественного сознания.
По своему строению предметная деятельность представляет совместимое иерархическое единство интеллектуальной, оценочно-эмоциональной и практической деятельности. Если давать оценку по иерархической лестнице сверху, то интеллектуальная деятельность есть получение и целесообразное оперирование возможным знанием, любой информацией, отражающей свойства предметов, при относительном абстрагировании от влияния на нее потребностей и интересов человека. Начиная с познания, она не останавливается на нем, а преобразует полученные знания и завершается этапом практики, результат которой – готовый продукт, способный удовлетворить ту или иную потребность.
Интеллектуальная деятельность осуществляется в неразрывной связи с эмоциональной деятельностью с точки зрения потребностей и интересов людей в процессе эмоциональной деятельности.
Следующим важнейшим типом человеческой деятельности выступает социальная деятельность. Это один из самых сложных типов деятельности, так как в результате ее создается главный элемент общественной жизни – человек. Реализуется он в двух взаимосвязанных формах: общественное производство человека и его индивидуальное самопроизводство.
Организационная деятельность представляет собой систему существующих в обществе связей между элементами, которые обеспечивают ее функционирование и существование. Организационная деятельность предполагает, во-первых, установление и обеспечение связей между элементами общества, причем не только между людьми, но и между людьми и предметами. Во-вторых, организационная деятельность реализуется как форма социального управления. Это более сложный вид деятельности, связанный не только с установлением и обеспечением связей, но и регулирующий их. В качестве субъектов управленческой деятельности выступают не только люди, но и созданные обществом институты управления: государство, партии, общественные организации.
Все эти виды деятельности совместимы между собой в силу энергетического строения человека.
Так проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ возможных последствий (прогностическая деятельность). Материально-производственная деятельность способствует познанию природы, развитию наук, т.е. познавательной деятельности, а результаты познавательной деятельности (научные открытия) способствуют совершенствованию производственной деятельности.
Выделяют также трудовую, творческую, потребительскую, досуговую, образовательную, рекреационную (отдых, восстановление сил) деятельность и др.
Рассматривая совместимость взаимосвязей, которые имеют место между потребностями и деятельностью человека, необходимо отметить ее неразрывный характер. Деятельность, с одной стороны, определена потребностями и интересами человека, с другой – служит средством удовлетворения его потребностей.
Литература: