Москва: 2022г.
В настоящее время происходит формирование цифрового общества, где интеллект и знания являются средством и продуктом производства для роста доли умственного труда человека. Платформой являются разного рода системы на основе компьютерных сетей и техники, информационных технологий и телекоммуникационных связей. В информационно-цифровой модели человека отражаются его знания и описание об объекте моделирования. Информационным моделированием занимается практически каждая наука и наши знания о действительности всегда носят модельный - приближенный характер. Рассматриваемая проблема заключается в нахождении природы совокупной модели человека будущего общества через эволюцию и симбиоз созданных и формируемых моделей человека, закладываемых учёными экономистами, социологами, политологами, психологами и др.
Существует уже немало методов и подходов в изучении человека с самыми разнонаправленными представлениями о нем (наблюдение, эксперимент, ультразвук, моделирование, рентген, статистику, измерение и др.). На витальном уровне этим занимается анатомия, физиология, генетика и медицина. На ментальном– психология, социальная психология, социология и культурология, а в общем восприятии: философия (антропология), астрология, религиоведение и мифология. Рассматривая некое замкнутое поле можно выделить четыре типа моделей человека: традиционная -1; персоналистская, индивидуалистская и экзистенциалистская -2; иррационалистическая -3; прагматисткая , марксистская и объективно-идеалистическая- 4.
В данном исследовании автор опирается на совместимость человеческих потребностей и общественных ценностей. Для этого были исследована иерархия потребностей [Маслоу, 2008], составляющая семь основных уровней, а также классификация ценностей, которая исходит из типологии индивидуально-групповых и общечеловеческих ценностей [Еврасов, 2000]. Для совмещения потребностей и ценностей человека, соответственно мотиватора и источника человеческой жизнедеятельности была использована теория единого поля [Бондаренко, 2001], которая позволяет также в совокупности рассматривать вопросы искусства, религии и этики. Это направление моделируя даёт возможность совмещать человеческие потребности и общественные ценности в виде совмещенных конусов-пирамид, где внизу пирамида потребностей, а вверху-перевёрнутый конус- пирамида человеческих ценностей. Кроме того, принимая во внимание, что каждый человек так или иначе в цифровом мире является частью какой- либо организации, то в этом контексте мы должны учитывать к какой из её подсистем он относится. Значит мы должны корреспондировать подсистемы человека [Тельчье, 1997] с подсистемами организации [Клейнер, 2008]. На этой основе, объединяя внешнюю среду (подсистемы-сферы общества [Морозов, 2017, с.209]) и внутреннюю (как энергетические подсистемы самого человека, так и подсистемы организации) в общую модель формируется совместимая система развития общества [Морозов, 2016].